Пьеса «Чайка» Антона Павловича Чехова. Было время, еще в школе, учителя и учебники твердили: великая пьеса. А я пытался читать, и мне было скучно и неинтересно. Какие-то истеричные все люди; какие-то искусственные, надуманные, вымученные проблемы. С жиру бесятся!
А время бежало, летели года! И вдруг, одна знакомая девица, будущий великий режиссер театра и кино, с недовольной миной говорит, что педагоги заставляют ставить «Чайку».
Среди старых своих книг покопался и нашел: А. П. Чехов. Повести и пьесы. Начал читать и понял, что мне интересно. А ведь здорово показаны причины будущих бурных событий в России двадцатого века. Именно здесь можно рассмотреть семена, из которых они вырастают.
Вспомнилось то немногое, что знаю о Чехове. Умер молодым от чахотки. Написал изумительные юмористические рассказы. Так чутко понимал движения души человеческой. Писал пьесы для театра. На занавеси Малого театра висит чайка. Жена – актриса. Его любили женщины, а он – их. В Крыму, где он жил, их так и называли: антоновки. Ни с того, ни с сего поехал путешествовать по России на Сахалин. Общался с Л. Н. Толстым.
Вспомнилось, что пожар центров легких может протекать, как быстротечная чахотка. Где-то читал, что тогда многие молодые девушки сгорали от чахотки.
Еще интересно, когда написана пьеса. Это мы теперь знаем, что именно тогда и заквашивались революции и великие войны на этой планете, и в частности (и особенно) в России.
А еще в это же время жили Рерихи, Гурджиев, Блаватская. Все они из Российской империи.
Получается, что именно тогда на Землю начал сходить огонь. То есть, новые энергии, которым пришло время прийти, стучались к людям. Новые огненные энергии жаждали людского творчества, чтобы воплотиться на планете. Огонь сознательно принятый ассимилируется, а не принятый сжигает.
Дух человеческий по своей природе стремится к Высшему. Потому и тоскует сердце, стремится в Высь. Искра Божья зовет энергию Огня Божьего, породившего ее. А не бывает зова без ответа. Тоска, как предвидение, как предчувствие потока огня, который придет, непременно придет от Отца Небесного.
Вся пьеса об этой тоске. Люди тоскуют, стремятся к чему-то. Но мало призвать, нужно еще признать и принять то, что приходит на зов. Ведь каждая энергия имеет свое назначение. Если воздушный шарик попытаться надуть из газового баллона на восемь атмосфер, взорвется шарик. Если новые огненные энергии попытаться вместить в обыденную жизнь, взорвется эта жизнь.
Удивительно, Треплев пишет пьесу об общей душе мира, напрямую устремляет свое внимание, свою мысль к Великому Божественному Женскому Началу, а сам творит себе кумира из отношений с Ниной. Пытается втиснуть Огонь в традиционные земные отношения с женщиной.
А из всех действующих лиц, Треплев ближе всех подошел, к пониманию творчества: «Да, я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души».
Что помешало? Самость. Самость, как ядро личности. Самость, привыкшая править человеком. Она, как тюремщик, лучше предпочтет привести человека к смерти, но не лишиться своей власти над ним. Если человек будет слушать то, что свободно льется из его души, то и править будет душа, а не самость. И не важно, чем самость закроет Бога от человека, лишь бы сохранить свою власть.
Разные действующие лица, разные способы, используемые самостью, поставить себе на службу энергию Огня, которую зовет дух человеческий.
Много рассуждений и ни слова о Боге.
В этой пьесе взрываются жизни героев, а скоро вот также взорвется Россия!
Чайка.
Поделиться ссылкой с другом или